Повна версія

Головна arrow Культурологія arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   ЗМІСТ   >>

ГРАФИКА

В области станковой графики работали почти все украинские художники: И. И. Соколов, К. А. Трутовский, Д. И. Бесперечный, Н. И. Мурашко, П. Д. Мартынович и другие. Особенно много графических рисунков оставил К. А. Трутовский, его работы публиковались во многих отечественных журналах. В технике автолитографии Н. И. Мурашко выполнил портрет Т. Г. Шевченко. Галерею портретов украинских кобзарей создал А. Г. Сластион, им опубликован альбом литографий "Древность украинская и запорожская".

Во второй половине XIX века продолжает развиваться книжная и журнальная графика, издаются иллюстрированные юмористические и сатирические журналы.

СКУЛЬПТУРА

Реалистическое направление во второй половине XIX века утверждается и в скульптуре. Замечательных успехов достигли тематически-жанровая скульптура малых форм и скульптурный портрет. Наиболее выдающимся скульптором в этой области был Л. В. Позен (1849—1921). Его композиции — "Шинкарь", "Кобзарь", "Переселенцы", "Пахота в Малороссии" и другие. Внимание мастера привлекла и историческая тематика. Он создает скульптурные работы "Скиф", "Запорожец в разведке" и другие.

В жанре портрета работал скульптор П. П. Забила (1830 - 1947). Одна из его наиболее выдающихся работ — мраморный портрет Т. Г. Шевченко, исполненный для музея в Чернигове.

Скульпторы Украины пробовали свои силы и в монументальной скульптуре. Следует отметить в этом плане памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, исполненный скульптором М. О. Микешиным (1835-1896).

В области монументально-декоративного искусства много сделал Т. Ригер - автор скульптуры для дома галицийского сейма (теперь университет им. И. Франко) во Львове. Это аллегорические группы статуй: "Галиция", "Труд", "Образование".

АРХИТЕКТУРА

Размах городского строительства вызвал поиски нового стиля в архитектуре. В конце XIX века широкое распространение приобретает в Украине стиль западноевропейского модерна*251. Слияние элементов различных стилей приводит к эклектизму*252.

*251: {Модерн (фр.шос1егпе - современный, новейший) - направление в искусстве конца XIX - начала XX века, использующее новые технические конструктивные средства, своеобразную планировку, архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу.}

*252: {Эклектизм — механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. д. В архитектуре — сочетание разнородных стилевых элементов.}

В этот период в Киеве по проекту О. Шилле строится дом городской думы в стиле барокко. В 1862 —1882 годах сооружается Владимирский собор, который можно отнести к русско-византийскому стилю. Внутренние росписи собора осуществили художники М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и другие.

В застройке Харькова большую роль сыграл архитектор А. Н. Бекетов, он же спроектировал драматический театр в Симферополе. Немало талантливых архитекторов работало в Одессе. По проекту А. И. Бернардоцци в 1894-1899 годах сооружен дом новой биржи (теперь Одесская филармония), по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера был построен городской театр, теперь - Одесский академический театр оперы и балета.

В 70-е годы XIX века развернулось восстановление Севастополя после Крымской войны. Был проложен Исторический бульвар, сооружено множество зданий, среди которых выделяется дом Военно-исторического музея Черноморского флота по проекту академика А. М. Кочетова.

Как крупный архитектор зарекомендовал себя Ю. О. Захарович, по проектам которого сооружены здания во Львове, Черновцах и других городах Западной Украины. Прежде всего — это Львовский политехнический институт (1872—1877), воздвигнутый в стиле итальянского Возрождения.

Профессиональное искусство этого периода в значительной мере питалось темами, сюжетами, художественными средствами народного творчества — поэтического, музыкального (сказы, думы, песни кобзарей-лирников и т. д.). Народное декоративное искусство получило развитие в кустарных промыслах: ковроткачестве, в изготовлении керамики, гончарных изделий, в резьбе по дереву и т. д. Лучшие образцы поэтического и художественного творчества украинского народа заняли почетное место в сокровищнице мировой культуры.

Таким образом, в течение второй половины XIX века художественная культура Украины сделала значительный шаг вперед. Сформировалась национальная литература, реалистическая школа живописи, графики, скульптуры; были созданы замечательные произведения национальной музыки, украинский профессиональный театр. Украинская художественная культура XIX века внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.

 
<<   ЗМІСТ   >>