Повна версія

Головна arrow Культурологія arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   ЗМІСТ   >>

ПАЛЕОЛИТ (около 35 - 10-го тысячелетия до н. э.)

Эпоха палеолита (древнекаменного века) - период формирования основных видов изобразительного искусства. В Европе, Южной Азии, Северной Африке найдено во время археологических раскопок большое количество памятников скульптуры, живописи, прикладного искусства. Обнаружены росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов.

Ранние рисунки примитивны: это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), оттиски человеческой руки, беспорядочные волнистые линии, проделанные в глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Позже появляется весь мир животных того времени: табуны диких коней, олени, лани, зубры, медведи, бизоны, мамонты и др. Контуры монументальных фигур животных наносились кремневым резцом по камню или краской (органической) по слою сырой глины на стенах пещер.

Высший расцвет искусства эпохи палеолита - мадленский период (ок. 20-10 тыс. до и. э.): животные стали изображаться в движении, совершился переход к цветной росписи, к моделировке объемных форм (пещера Фон де Гом, Франция и Альтамирская пещера, Северная Испания). Появляются изображение человека, более сложные композиции, объединяющие фигуры действием.

Примеры классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита находятся в пещере Ляско (Франция, 18 тыс. до п. э.), так называемой доисторической "Сикстинской капелле". Попытки дать обобщенный образ стада - па костяных пластинках из мэрии г. Тейжа (Франция), из грота Лортэ (Франция).

Появляется круглая пластика. Это статуэтки тучных обнаженных женщин-"прародительниц", "владычиц стихии" (период матриархата), воплощающие представления о единстве родового коллектива.

В своей основе искусство палеолита наивно реалистично.

МЕЗОЛИТ (10 - 6-е тысячелетие до н. э.)

Это среднекаменный век, в который происходит подъем производительных сил. Образуются стоянки первобытных людей, группирующихся в небольшие коллективы, которые занимаются охотой, рыболовством, собирательством. Начинается приручение животных. Расширяется кругозор человека, меняются его представления о мире.

Изменяется и характер художественных образов. Появляются элементы схематизма, из живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи выполняются силуэтно, черной или красной краской.

Центральная тема - охота, впервые появляется изображение деятельности человека, многофигурные композиции на плоскости (прибрежные горные районы Восточной Испании и Северной Африки). Наскальная роспись на мысе Доброй Надежды изображает танец, переданы легкие, изящные движения каждой женщины, стремительный ритм, объединяющий фигуры.

НЕОЛИТ (6 - 2-е тысячелетие до н. э.)

Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производственной хозяйственной деятельности. Появляется скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки каменных орудий, развивается гончарное производство, строительное дело, ткачество, обработка кожи.

Совершается переход от матриархата к патриархату, усложняются отношения между людьми. Исчезает наивное реалистическое восприятие природы, усиливается роль магии, развивается мифология, возникают более сложные формы осмысления жизни.

В искусстве неолита появляются региональные, локальные особенности. Примеры наскальной живописи: "Лыжник" (провинция Редей, Норвегия), "Медведь" (Финихаг, Норвегия). Петроглифы - каменные рельефы (в районах Белого моря, Онежского озера, в Крыму, на Кавказе, Урале, в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке). Выдающейся художественной ценностью являются петроглифы Каменных островов на Ангаре.

Появляется антропоморфная скульптура (Южная Европа, Средиземноморье), например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья, гигантооб- разные Кикладские идолы и другое. Распространяется мелкая пластика, художественные ремесла. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить три польские сосуды (4-3 тыс. до н. э.); мотивы орнамента - параллельные полосы, двойные спирали, концентрические круги, нанесенные белой, черной или красной краской. Это была основа для формирования искусства эпохи бронзы.

 
<<   ЗМІСТ   >>