Повна версія

Головна arrow Туризм arrow Дизайн интерьера отельно-ресторанных объектов

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   ЗМІСТ   >>

РАЗДЕЛ 4. Стиль барокко

Характеристика форм, преобладающего цвета и элементов стиля

Стиль барокко, в сущности, является прямым по хронологии и естественным продолжением ренессансного стиля, базировавшегося на античных формах древней Греции и Рима. Термин барокко происходит от итальянского слова "barocco", которое можно перевести как причудливый. В Италии этот стиль зародился в конце XVI начале XVII вв. во Франции появился XIV в. Расцвет барокко приходится на XVII в., когда впервые в истории искусства – стиль и образ богатой жизни стал присущим царствующим особам, феодальной знати и богатым торговцам. В дизайне интерьера в стиле барокко чувствуется пространственный размах помещений, богатство, пышность и даже избыточность отделки и лепных украшений (рис.4.1).

Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности, беспокойства в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров. Логику архитектурных форм усложняют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, изогнутые карнизы. В барочном стиле меняется и характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов, полукругов появляются мотивы сложных по очертаниям, динамичных овалов, спиралей, широко используемые в оформлении окон, мебели, посуды. Спокойная гладь поверхностей предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Сюжетами резьбы и росписи служат: купидоны, негры, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Интерьер помещения в стиле барокко XVII в.

Рис. 4.1 Интерьер помещения в стиле барокко XVII в.

Распространению стиля барокко в Западной Европы содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро, Каррачи, Делла Белла, да Нортона). Они оказали прямое воздействие на становление стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV в. Введение кривой линии в мебельные формы потребовало новых технологий (ноу-хау) и трудоемкой техники склеивания элементов конструкции. Шероховатости и неровности, неизбежно появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Отсюда и обилие в барочной мебели изделий лаковой работы.

В Италии барочные формы пышно расцвели в роскошных, помпезных интерьерах дворцов богатых аристократических и банкирских семей из Генуи, Болоньи, Рима. Великолепное убранство покоев составляли изящные по линиям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочными инкрустациями, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, а также красивые камины, гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов. Формы мебели – как и на севере – получают подчеркнуто столярный характер, со строганными рамками, глубокими профилями. Сундуки и креденцы вытесняются шкафами.

Центр тяжести развития мебельных форм перемещается в Верхнюю Италию, где любят мебель, покрытую яркими росписями и лаками (Венеция), а иногда, для придания изделию большей живописности, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. Предметы мебели для сидения часто сплошь обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. В конце века в Венеции входит в моду мебель с пластичными формами, в отдельных случаях отделанная золочеными или чеканными серебряными накладками. В формах итальянской барочной мебели на ранних этапах есть некоторая неуклюжесть, тяжеловатость (рис.4.2).

Формы барочной мебели в Италии начала XVII в.

Рис. 4.2 Формы барочной мебели в Италии начала XVII в.

Мебель для сидения энергично рубленая и часто обивается тканями. Кровать по-прежнему венчается балдахином. Кассоне (диванные сундуки) в тех случаях, когда они еще не вытеснены комодами, имеют выпуклые стенки, и даже крышки их сплошь покрываются фигурно-орнаментальным декором. Кабинеты и секретеры получают изысканную отделку. Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. В отдельных случаях под обильным резным декором спинок и ножек легко распознается форма простого по конструкции ренессансного дощатого стула. Богатый фигурно-орнаментальный декор является неотъемлемой частью всех стульев и кресел, от более простых по конструкции до сложных. Динамичен по линиям и появляющийся в это время диван.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т.н. французские "королевские стили"), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610-1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643-1715); стиль регентства – переходной этап между правлением Людовиков XIV и XV; рококо, поздний этап барокко (Людовик XV, 1720-1765).

Во Франции сложилось наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством большого стиля. Рост могущества государства приводит к процветанию искусств, монархи не жалеют средств на создание грандиозных архитектурных ансамблей. В годы правления Людовика XIII завершено строительство нескольких великолепных сооружений в стиле поздней ренессансной архитектуры парижского Лувра, охотничьего замка короля в Версале. Начиная примерно с шестидесятых годов XVII века, роскошная мебель королевских дворцов является, в сущности, повторением итальянских образцов. Дух итальянского барокко заносится во Франции мастерами, прошедшими выучку в Италии.

В 1662 году на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов, производившая помимо прочего, и мебель. Мануфактуру возглавил известный художник Шарль Лебрен. Среди мастеров-мебельщиков, приглашенных Лебреном, был итальянец Куччи. Выходцем из Рима был и Жак Каффиери, талантливый скульптор и бронзовщик.

В эпоху Людовика XIV парадный интерьер в основе своей носит явно ренессансный характер. Стены украшаются лепными узорами или резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, завешиваются гобеленами. В цветовой гамме преобладает сочетание белого с золотом. Величественность форм, некоторый произвол в использовании элементов ордерной архитектуры, обильная, но органически связанная с мебельными формами декорировка – таковы основные особенности стиля Людовика XIV.

Развитие различных стилей до XIX века в эпоху ремесленного труда определялось искусством ряда выдающих мастеров. Во Франции в стиле барочной мебели работали несколько десятков мастеров. Рассмотрим особенности дизайна (форму, цвет, декорирования, материал) мебели, созданной наиболее известными мастерами, работавшими в период 1643-1765 гг.

Пьер Голль (Pierre Golle, ок. 1620 -1684 гг.) – знаменитый французский мебельный мастер, краснодеревщик, родившийся и получивший образование в Голландии. Переехал во Францию в раннем возрасте около 1643 года, где начал работать учеником в мастерской голландского краснодеревщика Андриана Гарбранта (Adrien Garbrant) "La Ville d'Amsterdant"). Позднее Пьер Голль женился на дочери своего хозяина и возглавил мастерскую. В результате родства у Пьера Голля появились связи с архитектором и гравером Жаном Маро, который работал для короля Франции Людовика XIV, что способствовало к получению заказов для королевского двора. Начиная с 1650-х годов до самой смерти, изготавливал шкафы с выдвижными ящиками, столы и столики, стоящие в промежутках между окнами, рабочие столы, шкафы на подставках, стенные шкафы и буфеты, в технике маркетри по дереву, слоновой кости, металлу, раковинам и черепахе, а также покрывал их лаком. Именно Пьер Голль впервые применил инкрустацию с использованием черного дерева, латуни и черепашьего панциря, которую впоследствии довел до совершенства Андре Шарль Буль. Самый ранний из известных образцов Пьер Голль сделал в 1669 году для кардинала Мазарини. "Бюро Мазарини" иногда считают письменным столом, но аналогичные предметы мебели могли использоваться и в качестве туалетных столиков.

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер П. Голль)

Рис. 4.3 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер П. Голль)

С 1651 года официальный королевский столяр-краснодеревщик и мастер по работе с эбеновым деревом, которое было очень дорогое и использовалось только для изготовления самой роскошной мебели. Пьер Голль изготавливал мебель для королевских апартаментов в Лувре, Версале и других королевских дворцах, в основном, работая на королевской мануфактуре Гобеленов (Manufactyre Royale des Gobelins). Работы, приписываемые Пьеру Голлю, находятся в крупнейших коллекциях музеях мира, таких как, музей изобразительных искусств Сан- Франциско, музей Альберта и Виктории в Лондоне, Государственный музей (Рейксмузеум) в Амстердаме, музей Гетти в Калифорнии и др. ( Андре-Шарль Буль (фр. Andre-Charles Boulle, 1642-1732 гг.) – французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели. Фламандец по происхождению, с 1672 г. придворный мастер Людовика XIV. Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике "маркетри", получившая в его работах невиданное раннее разнообразие. В своих работах Буль изящно сочетал разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы. После его смерти мастерская перешла к четырем его сыновьям, и мебель наследников эволюционировала от классического барокко к рококо. В настоящее время мебель Буля и его наследников хранится в Лувре, Версале, Фонтенблю, в парижском музеи Клюни (рис.4.4).

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер А. Буль)

Рис. 4.4 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер А. Буль)

Доменико Куччи (Domenico Cucci, 1635-1704 гг.)- знаменитый французский мебельный мастер, краснодеревщик, родившийся и получивший образование в Тоди, Италия.. Итальянца Куччи (прибл.1660 г.) приглашают на мануфактуру Гобеленов благодаря умению работать с твердыми камнями. Он создает ряд архитектурных кабинетов для Людовика XIV (рис.4.5).

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Д. Куччи)

Рис. 4.5 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Д. Куччи)

Шарль Крессан (фр. Charies Cressent, 1686-1768 гг.) – мебельщик Франции первой половины XIII века. В молодости, по-видимому, работал манере Буля, постепенно перешел к технике маркетри с употреблением амаранта, розового и фиалкового дерева. Характерны бронзовые украшения в виде извивающихся стеблей и цветов, модели для которых Крессан изготавливал самостоятельно, в частности, угловые украшения, изображающие женские головки с высоко зачесанными волосами, вырастающие, словно цветок из стебля (espagnolettes). Образцы мебели Крессана представлены на рис.4.6.

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ш. Крессан)

Рис. 4.6 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ш. Крессан)

Жан Франсуа Эбен (Jean Francois Oeben or Johann Franz Oeben, 1721-1763 гг.) – придворный мебельщик короля Людовика XV, автор секретера, знаменитого своим замысловатым механизмом. Секретер сегодня является одним из главных экспонатов Версальского дворца. В 1751- 1754 гг. работал в компании Компаньон Иосифа Шарля Буля, сына известного мастера Андре Шарля Буля. Образцы мебели Эбена представлены на рис. 4.7.

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Эбен)

Рис. 4.7 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Эбен)

Жак Дюбуа (Jacgues Dubois, 1693-1763 гг.) – мастер краснодеревщик эпохи Людовика XV, образцы созданной им мебели приведена на рис.4.8 и 4.9.

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Дюбуа)

Рис. 4.8 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Дюбуа)

Мебель, представленную на Рис. 4.9 Ж. Дюбуа создал вместе со своим сыном Рене Дюбуа (1737-1799 гг.).

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастера Ж. Дюбуа и Р. Дюбуа)

Рис. 4.9 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастера Ж. Дюбуа и Р. Дюбуа)

Бернард II Ван Ризен Бург (Bernard II Risan Burgh, 1700-1765 гг.) – известный мастер краснодеревщик, работавший в Париже. Его личное клеймо на мебели времен Людовика XV состояло из четырех инициалов: В. V. 3. В. Обозначение в его имени римской цифры П показывало, что он второй из трех краснодеревщиков Ван Ризен Бургов. Образцы, созданные им мебели, представлены на рис.4.10.

Дизайн мебели в стиле фра́нцузского барокко (мастер Б. Ризен Бург II)

Рис. 4.10 Дизайн мебели в стиле фра́нцузского барокко (мастер Б. Ризен Бург II)

На двух столиках, размещенных справа́ на рис. 4.10 богатый и ассиметричный декор, наряду с отсутствием на боковых поверхностях прямых углов и линий, показывает переход позднего этапа барокко к стилю рококо. Однако, характерные цвета рококо – приглушенные пастельные тона, розовый, белый, голубой или сочетание белого с розовым. На рис.4.10 (справа) мебель имеет темный цвет и прямоугольную верхнюю плоскость без декора, что соответствует стилю барокко.

Жан-Франсуа Леле (1729-1809 гг.) был ведущим изготовителем мебели из эбенового Де́рева и стал мастером в 1764 г. Его мебель (рис.4.11) известна высоким качеством, элегантностью и сдержанностью за счет использования строгих форм и различных украшений из бронзы, Севрского фарфора и даже драгоценных камней.

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Леле)

Рис. 4.11 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Леле)

Жан Анри Ризнер (1734-1806 гг.) – придворный мастер Людовика XV, который ввел в моду мебель из красного дерева. В отличие от красного дерева темного цвета, Ж. Ризнер стал использовать новый вид красного дерева, имевшего после обработки золотистый оттенок. Это дерево привозили во Францию с Антильских островов. На мебели из светлого дерева с указанным оттенком эффектно выделялись литые украшения из золоченой бронзы (рис.4.12).

Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Ризнер)

Рис. 4.12 Дизайн мебели в стиле французского барокко (мастер Ж. Ризнер)

Для поздних работ Ж. Ризнера характерна форма письменного стола (секретера) в виде узкого шкафчика с откидной передней доской, образующей столешницу. В XVII веке во Франции появился новый вид мебели – кресло с откидной спинкой (шезлонг).

В дизайне голландской и северогерманской мебели XVII века использовался архитектурный принцип членения объемов корпусной мебели, но в сочетании с типично барочными формами и пропорциями. Вместо дуба мебель чаще изготавливали из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Появление более совершенных и разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету инкрустации мебели. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор, применение которого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей, фанерованных мозаичной техникой.

В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) также происходит переход от прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель становится более легкой и по-домашнему уютной. Характерная новинка стиля – гнутая ножка, форма, восходящая, по всей вероятности, к китайским образцам; она на целое столетие прочно войдет в практику европейских мебельщиков. Мебель для сидения все чаще обивается дорогими декоративными тканями – глазетом, гобеленом (рис. 4.13).

Дизайн барочной мебели с обивкой

Рис. 4.13 Дизайн барочной мебели с обивкой

Для обивки использовался бархат либо гобеленовая штучная ткань со специально скомпонованным рисунком по форме сидений и спинок. Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами. У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. Картуш – это украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображен герб, эмблема и надпись. Появившаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками (grandfather chair) почти без изменения сохранились до наших времен. Барочное мебельное искусство Англии периода барокко обязано крупному архитектору Кристоферу Рену. Сотрудником Рена был талантливый резчик по камню и дереву Гринлинг Гиббоне. Высший расцвет английского барокко приходится на годы правления королевы Анны (1702-1714 гг.), поэтому стиль начала XVIII века обычно именуется стилем королевы Анны (queen Anne). Мебели этого периода присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построения. К наиболее своеобразным средствам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, восходящая к китайским образцам, форма ножки с плавным изгибом. В оформлении спинок стульев и кресел применяется широко варьируемый мотив щита. Очень распространены орнаменты в виде S- и С-образных завитков и раковин. Сохранились образцы мебели работы архитектора Динаэля Маро (1663-1752 гг.), выходца из Франции, но работавшего в Англии и Голландии, которые представляют голландский вариант стиля барокко эпохи Людовика XIV (рис.4.14). Барочный стиль Маро отличается сложной резьбой и ажурными элементами, которая в ряде случаев имеет скульптурный вид. Искусная резьба на спинке стула оставляет визуальное ощущение легкости и изящества (рис. 4.14, в) и хорошо смотрится с золотистой обивкой сиденья и выгнутыми ножками. Однако, дизайн стола (рис. 4.14, а) имеет низкую образную выразительность из-за перегрузки его "архитектурным декором" и использования темно-коричневого цвета материала. Столик (рис. 4.14, г) также избыточно декорирован, но благодаря более тонкой резьбе и золотистому цвету его дизайн более художественно выразителен и композиционно целостен.

Дизайн барочной мебели англо-голландского стиля (мастер Д. Маро)

Рис. 4.14 Дизайн барочной мебели англо-голландского стиля (мастер Д. Маро)

Английский мастер – мебельщик Томас Чиппендель в отличие от модной в то время французской мебели стиля рококо не красилась и не покрывалась позолотой, выявляя игру текстуры древесины. Деревянные части предметов покрывались только воском или прозрачным лаком.

Чиппендель ввел в мебельное производство ценные породы дерева – красное, лимонное и др. Наиболее распространенными предметами обстановки были стулья с решетчатой спинкой, диваны- канапе (соединение в одно целое двух или трех кресел), шкафы- секретеры, бюро, комоды с большим количеством выдвижных ящиков, кровати и т.д. В последней трети XVIII века характер английской мебели меняется – изогнутые формы мебели Чиппенделя вытесняются четкими, прямыми линиями, характерными для стиля классицизма.

Для стиля барокко XVII века характерны следующие признаки.

Преобладающие цвета: приглушенные пастельные. Самыми популярными цветами в интерьере становятся белый и золотой и разнообразные их сочетания.

Элементы и аксессуары интерьера: обильно декорированные колонны, изощренная отделка многоуровневых потолков. Стены богатых дворцов затягивали дорогими тканями, украшали лепниной или резным деревом. Очень модны цветочные орнаменты, скульптурные группы, вазы и т.п. Личные покои принято было украшать настенными дорогими гобеленами.

Потолки: многоуровневые, расписывались искусными живописцами. Художники использовали эффект "перетекания" пространства и "заоблачную даль" – это придавало интерьеру подчеркнутую театральность.

Мебель: поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, сверху покрывается лаком. Обшивка мебели становится яркой, выполняется из богатой декоративной ткани. Мебельщики осваивают технику деревянного набора и фанерование, активно используют такие материалы, как слоновая кость, фарфор, каменная мозаика, черепаший панцирь, перламутр, зеркало. Вместо дуба для изготовления мебели все чаще используется мягкий орех, который лучше полируется и более пригоден для резьбы. Дерево, как правило, покрывается позолотой, а в качестве декора используются бронзовые позолоченные накладки. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты, в обиходе шезлонги (кресла с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для ног), комоды с выдвижными ящиками. Столы эпохи барокко были различной формы, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы. Ножки, поддерживавшие столешницу из цветного мрамора или мозаики, были богато инкрустированы. Очень популярны были консоли на двух ножках, которые разнообразили интерьер, над ними устанавливали зеркало. Консоль (фр.) – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру и пр. В эпоху барокко гостей иногда принимали лежа в постеле, поэтому постепенно кровать могла иметь форму шатра с обилием драпировок и различных украшений. Необходимым атрибутом спальни стал и туалетный столик с укрепленным на нем большим зеркалом.

 
<<   ЗМІСТ   >>