Повна версія

Головна arrow Туризм arrow Дизайн интерьера отельно-ресторанных объектов

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   ЗМІСТ   >>

РАЗДЕЛ 8. Основные стили мебели и интерьеров XX века

Стиль модерн, зародившийся в начале 70-х годов 19 века, получил наиболее полное выражение в архитектуре и в декоративноприкладном искусстве. Он широко проявил себя в книжной графике, тиражируемых плакатах, оформлении интерьеров, в витраже, осветительной арматуре, декоративном стекле, мебели, серийных бытовых предметах из фарфора, стекла, металла и пр. Его возникновение было во многом предвосхищено и подготовлено развитием эстетической и философской мысли второй половины 19-го столетия. На процесс его формирования непосредственно оказали влияние эстетические взгляды Джона Рескина, Вильяма Морриса, отчасти воплощенные в движении "Arts and Crafts"b Англии, а также Леона де Лаборде и Эжена-Эманнуэля Виолле-ле-Дюка во Франции работах Эстетика нового, демократичного по своей сути стиля, была нацелена на возрождение декоративно-прикладного искусства, на то, чтобы поднять его до уровня мастерства и значимости "большого" искусства, тем самым способствуя исчезновению деления на, так называемые, "большие" и "малые" искусства. Необычайно острым на пороге нового века стало ощущение кануна чего- то неизвестного, надвигающегося, неизбежного, подобного гибели античного мира. В результате открытия теории относительности образ мира утратил свою устойчивость, а его развитие лишилось закономерностей и превратилось в непрерывный поток изменений. Это привело к развитию идей о том, что в мире нет ничего постоянного, незыблемого, объективного. Одновременно с этим, успехи биологии и психологии, открытие клеточного строения организмов показали внутреннее единство и гармонию, царящую в природе, указав тот идеал, к которому надо стремиться Интерес к тончайшим переливам чувств, эмоций нашел выражение в импрессионизме и постимпрессионизме в живописи, в музыке, пластических искусствах, символизме в литературе. Всё это привело к сочетанию в эпохе рационалистического буржуазного мышления с тяготением к мистике и демонизму, что в свою очередь было воплощено в дуалистичности стиля модерн, в развитии в нем столь противоположных начал, как, например, использование машинного производства и возрождение ремесленничества; провозглашенный демократизм, социальный утопизм и такие явления, как аристократизм, элитарность и дендизм; неприятие массовости и тиражирование. В декоративно-прикладном искусстве, в художественном стекле эта тенденция выразилось в ориентация на элитарные вкусы, с одной стороны, и на запросы массового потребителя, с другой. Как стиль, претендовавший на абсолютную новизну, модерн стремился отойти от европейских стилей предшествующих эпох и, главным образом, от историзма, реализма и наиболее усложненных форм символизма. В основе этого отличия лежит идея органического синтеза, противопоставляемая характерному для эклектики механическому объединению частей. Если концепция организации пространства "стиля 1900" подразумевала перетекание форм, отсутствие четкого ордерного деления, то в эклектике преобладало "сложение замкнутых объемов". Принцип проектирование здания изнутри наружу, характерный для стиля модерн, привел к "единообразию трактовки и приемов гармонизации разнородных несущих функциональную нагрузку форм", к синтезу, целостности и взаимовлиянию приемов организации внутреннего и внешнего пространства здания, декора интерьера и экстерьера. Между тем, в ориентации на определенной образ в модерне сохранялась некоторая зависимость от историзма. Свои художественно-орнаментальные мотивы модерн черпал в искусстве Ближнего и Дальнего Востока: Ирана, Турции, Китая, Японии, а также в далеком историческом прошлом. Модерн обращался к искусству Античной Греции и Рима, Древнего Египта, Византии, кельтскому, романскому, готическому и другим. Эклектика выступила как предтеча стиля модерн. В её рамках была освоена большая часть мирового художественного наследия, которое в синтезированном, преломленном виде вошло в арсенал средств выразительности модерна, повлияло на сложение таких его элементов, как орнаментальный вокабуларий и пластическая концепция. Несмотря на отречение от предшествующих стилей достаточно очевидной была связь модерна с бидермайером. И модерн, и бидермайер были направлены на то, чтобы привнести поэзию в обыденную жизнь, создать такую атмосферу в доме, в которой, как писал С. Дягилев, "заботы становились бы легче, отдых возможнее, а жизнь уютнее и радостнее". Но если бидермайер, как и рококо до него, был озабочен созданием атмосферы уюта, то модерн волновала не столько интимность интерьера, сколько единая стилистическая организация пространства, где все было бы подчинено одной художественной концепции. Являясь художественным течением нового буржуазного общества бидермайер, в известной мере, предвосхитил модерн. Оба стиля были направлены на украшение жизни, быта, пытались совместить комфорт с практичностью, но каждый стиль делал это по-своему. Модерн оказался таким же недолговечным, как и стиль рококо, "кратковременным манифестом", как назвал его Ф. Гарнер, но чрезвычайно значительным для истории искусства. По мнению большинства современных западноевропейских исследователей стиль модерн был стилем декоративным, где на первый план выступал орнамент и где форма вторила ему. Особенностью модерна стало стремление архитекторов и художников Западной Европы создать единый синтетический стиль, в котором все элементы проектируемого объекта – здания или какой-либо единичной вещи – были бы связаны в единое художественное целое. Например, при проектировании интерьера решались не только задачи формирования пространства, но и задачи стилистического объединения всех его элементов – мебели, форм светильников и посуды, рисунков обоев, витражей, скатертей, Принцип художественного единства элементов предметно-пространственной среды придавал ей поразительную целостность и завершённость. Вместо статичных, тяжеловесных форм господствующей в то время эклектики, модерн стремился к асимметричным композициям, элементы которой находились бы в динамическом равновесии. "Рисованности" объекта, его живописности, скульптурным формам мастера модерна уделяли повышенное внимание. Происходил поиск новых художественных средств, отказ от традиционных декоративных украшений, а бурное развитие науки и техники того времени открывали архитекторам и художникам модерна путь к новым необычным конструктивнопластическим решениям и новым технологиям обработки материалов. Визуализация работы конструкции, цвет, фактура и текстура применяемых материалов стали предметом внимания художников, средством формообразования и художественной выразительности проектируемых объектов.

 
<<   ЗМІСТ   >>