Повна версія

Головна arrow Туризм arrow Дизайн интерьера отельно-ресторанных объектов

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   ЗМІСТ   >>

Дизайн мебели и интерьер в стиле модерн

Стремясь к стилевому единству элементов интерьера, западноевропейские художники модерна приближались к идеалу синтеза, который был достигнут когда-то в искусстве рококо XVIII в., где мебель, например, была органично связана (иногда даже конструктивно) с архитектурным декором, являясь частью стенных панелей. Так делались столы-консоли и полочки, как бы вырастающие из завитков орнаментальной стенной декоративной лепки или деревянной резьбы панелей, мебель для сидения – стулья, кресла, диваны, стоящие вдоль стен и воспринимающиеся как смысловые акценты и композиционное логическое завершение декора, покрывающего стены. Точно также в интерьерах нового стиля обрамления дверных и оконных проемов, стенные панели и словно вырастающие из них мебельные объекты объединяются в целостную, художественно выверенную систему за счет линейных ритмов упругих, плавно искривленных или геометрически строгих очертаний. Появление новых материалов и технологий, новых машин, механизмов и аппаратов (железнодорожный транспорт, телеграф, телефон, электрическое освещение, фотография и кинематограф, метро и т.д.) изменили потребности и образ жизни людей того времени. Изменилось и отношение к устоявшимся мебельным формам, возникла потребность в большем комфорте и совершенно новых предметах обстановки. Начинает широко производиться многофункциональная, комбинированная, трансформируемая мебель. Характерным элементом интерьеров стиля модерн становятся полки, которые завершают деревянные стенные панели. Полками и так любимыми в модерне нишами оснащаются диваны, шкафы, буфеты, камины. В большом количестве используются этажерки, пьедесталы-подставки, разнообразные столики, которые используются для размещения многочисленных произведений декоративноприкладного искусства, переживающего расцвет в связи с развитием новых технологий обработки стекла, камня, керамики и металла, а также фотографий в стоячих рамках, ваз и кашпо с цветами и т.д.

Обивка мягкой мебели, шторы, портьеры, скатерти и т.д. делаются, как правило, из тканей с серебристо-лиловыми, серовато- зелёными, палевыми и другими подобными изысканными цветовыми оттенками, украшенными стилизованными растительными орнаментами и цветами. .Первым архитектором, который создал настоящий интерьер в стиле ар Нуво, был бельгиец В. Орта (1861 – 1947 гг.) (рис. 8.1-8.2). Архитектура и интерьер у него органично связаны. Орта много работал с таким новым для интерьера материалом как сталь. Металл у него обнажён, все конструкции из него изгибаются, закручиваются, переплетаются, превращаясь в сложный художественно-выразительный декор. Особенно хорош интерьер особняка Тассель с его знаменитой лестницей и опорными растениевидными колоннами.

Чертеж лестницы особняка Тассель (архитектор В.Орта)

Рис. 8.1 Чертеж лестницы особняка Тассель (архитектор В.Орта)

Декор конструкций здесь согласован с живописью на стенах и потолке, мозаичными узорами пола. Все в интерьере Орта продуманно, живописно и пластически согласованно, вплоть до мебели, дверных ручек, светильников и цветных витражей в окнах и дверях. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную "удар бича", которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество – образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн. Вообще для бельгийского ар нуво, в первую очередь для Орта, характерно использование изогнутых абстрактных согласованных линий, которым подчинены все элементы интерьера, включая мебель. Другой знаменитый бельгиец А. Ван де Велде (1863-1957 гг.) предпочитал более функциональный подход к формообразованию. Для его мебели характерен постепенный уход от чистого флореального течения и использование декоративных украшений, которые как бы отделяются от конструктивной формы. Большинство бельгийской мебели делалось полностью из дерева, но Ван де Велде декорировал её вставками из металла

Интерьер особняка Тассель

Рис. 8.2. Интерьер особняка Тассель (архитектор В.Орта)

Декор конструкций здесь согласован с живописью на стенах и потолке, мозаичными узорами пола. Все в интерьере Орта продуманно, живописно и пластически согласованно, вплоть до мебели, дверных ручек, светильников и цветных витражей в окнах и дверях. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную "удар бича", которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество – образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн. Вообще для бельгийского ар нуво, в первую очередь для Орта, характерно использование изогнутых абстрактных согласованных линий, которым подчинены все элементы интерьера, включая мебель. Другой знаменитый бельгиец А. Ван де Велде (1863-1957 гг.) предпочитал более функциональный подход к формообразованию. Для его мебели характерен постепенный уход от чистого флореального течения и использование дерева.

Дизайн мебели в стиле модерн половины XX века (архитектор А Ван. де Вельде)

Рис. 8.3. Дизайн мебели в стиле модерн половины XX века (архитектор А Ван. де Вельде)

Крупнейшим представителем английского и шотландского модерна является Ч. Макинтош (1868-1928 гг.), который во многом определил направление развития европейского модерна и его геометрического течения. Как и другие модернисты своего времени, вдохновляясь символизмом, он, тем не менее, развил свой собственный линеарный, строгий стиль мебели прямолинейных форм с ясным конструктивным построением. В центре внимания художников и архитекторов Школы Глазго, лидером которой был Макинтош, были строгие геометрические формы, во многом предвосхитившие прямоугольную функциональность искусства XX в (рис.8.4-8.6).

Дизайн мебели в стиле модерн конца XIX века

Рис. 8.4 Дизайн мебели в стиле модерн конца XIX века (архитектор Ч. Макинтош)

Макинтош использовал в дизайне мебели отчетливые и простые формы, расчлененные на прямоугольные или квадратные элементы. Архитектоническая отчетливость и простота форм, расчлененных перегородками на прямоугольные и квадратные элементы, соседствует здесь с изящным цветочным орнаментом, который, оставаясь "второстепенной" деталью, придает мебели своеобразный пластический акцент.

Буфет в стиле модерн

Рис.8.5. Буфет в стиле модерн (мастер Ч.Макинтош и М.Макинтош).

Определяющие цвета мебели: черный, белый, серый или цвета слоновой кости (рис. 8.4). Красный или красноватый цвет (рис. 8.5) используется для декора.

Ч.Р. Макинтош. Интерьер дамского зала чайного салона.

Рис. 8.6 Ч.Р. Макинтош. Интерьер дамского зала чайного салона.

Во Франции новый стиль достиг своего расцвета, что особенно хорошо прослеживается в искусстве интерьера и мебели.. Мебельные фирмы под руководством великого дизайнера Эмиля Галле (1846- 1904) изготавливали многие образцы прекрасной мебели, в формообразовании и декоре которой преобладали природные мотивы. Галле говорил: “Мои корни идут глубоко из лесов”. Галле, как художник, верил, что хороший вкус должен быть присущ всем классам общества. Как и со стеклами, он пытался вселить душу в мебельные изделия Он создал "Рейновый стол", туалетный столик с названием "Запах прошлого" и кровать с чрезмерно большой вырезанной бабочкой на конце (рис. 8.7).

Кровать с бабочкой (мастер Э. Галле. 1904 г.)

Рис. 8.7. Кровать с бабочкой (мастер Э. Галле. 1904 г.)

Стилизованные цветы и насекомые (особенно стрекозы) становятся для него важнейшими декоративными и структурирующими форму мотивами. Формы мебели Галле и Мажореля находились под сильным влиянием стилей, существовавших во Франции в XVIII в. Мебель делалась фанерованной или с маркетри и украшалась золочёной бронзой. Галле в своих маркетри применял разнообразные породы дерева, создавая не только орнаментальные композиции, но и пейзажи и даже выкладывая строки из стихотворений. Своеобразным его нововведением в технику декора было использование резной рельефной инкрустации. Л. Мажорель изобретал для своих рельефных украшений из золоченой бронзы различные декоративные формы в виде цветов и растений. Эти украшения он умело сочетал с экзотическими породами дерева. В мастерских Г алле для изготовления деталей мебельных объектов использовались станки, но доводочные операции, отделка и сборка проводились вручную. Л. Мажорель выпускал мебель почти серийно, делая многочисленные варианты хорошо раскупаемых мебельных объектов (рис. 8.8). Парижские мастера модерна, тем не менее, стремились возродить пышную декоративность французских ремесленных традиций.

Мебель работы Л. Мажореля 1900г.

Рис. 8.8.Мебель работы Л. Мажореля 1900г.

Французский архитектор и дизайнер Эктор Гимар (1867-1942) считается наиболее ярким проектировщиком стиля ар-нуво. Его мебель имеет разнообразные изогнутые формы и выполняется как с обивкой, так и без обивки (рис. 8.9). Определяющие цвета – коричневатые и желтоватые, в отделочных материалах использовались стилизованные растительные мотивы. Помимо интерьеров и мебели Гимар прославился созданием входов в парижское метро, где металл конструкций был превращен им в изящные изгибающиеся стебли фантастических растений. Еще долго после того как ар нуво во Франции пошел на убыль, Г имар работал в этом стиле, создавая удивительные по красоте произведения. Для Гимара декор всегда являлся существенным элементом общей формы и никогда не имел чисто прикладного характера. Все его искусство демонстрирует приверженность художника природе. Многие мастера испытали на себе влияние его стиля и подражали ему

Комната с кушеткой в отеле Гимара (мастер Э. Гимар)

Рис. 8.9 Комната с кушеткой в отеле Гимара (мастер Э. Гимар)

Дизайн итальянской мебели отличался более простой формой и сложным декором (рис. 8.10). Наиболее оригинальным художником считался К. Бугатти с его причудливыми мебельными формами и выбором для декора крашеного и расписного пергамента, шелка, кистей с бахромой, многочисленных инкрустаций из слоновой кости, латуни и кованой меди. В 1902 г. на Между народной художественной выставке в Турине мебель Бугатти с её египетскими, мавританскими и византийскими мотивами получает всеобщее признание. Одна из четырех представленных на выставке комнат, т.н. "комната улиток", которая предназначалась для обедов и бесед, получила такое название по необычайной форме буфета, вмонтированного в спинку дивана, и стульев биоморфических форм "Кобра". Эта мебель принесла Бугатти настоящую славу эксцентричного художника. Стулья и стол здесь покрыты раскрашенным пергаментом и украшены медными вставками с декором в виде изображений стилизованных насекомых. Имя Бугатти сегодня более знакомо, как синоним спортивных автомобилей фирмы "Бугатти", созданной его сыном Этторе в 1909 г.

Дизайн мебели в стиле модерн начала XX века (дизайнер К. Бугатти)

Рис. 8.10 Дизайн мебели в стиле модерн начала XX века (дизайнер К. Бугатти)

Стиль ар-нуво кроме отказа от прямых линий и углов в пользу плавного естественного движения изогнутых линий дополнялся наличием декора с растительным мотивом либо стилизованным деревом или присутствием в интерьере живых растений (рис. 8.11).

Венский сецессион создали три крупных архитектора, которые проектировали и мебель: О. Вагнер (1841-1918 гг.), Й. Ольбрих (1867-1908 гг.) и Й. Хоффман (1870-1956 гг.). Вагнер был не только проектировщиком, но и педагогом и теоретиком. Он преподавал в Венской академии изящных искусств, где развивал идеи рационализма и воспитал целое поколение художников венского модерна. Вагнер и его ученики разработали т.н. стиль практической полезности (от нем. Nutzstil), который резко отличался от искривленных текучих линий флореального модерна Орта и Ван де Велде в Брюсселе и Обриста в Париже. Этот стиль строился на сочетании простых геомет- рических форм и предпочитал обходиться минимумом декора. Например, спроектированное Вагнером кресло для Агентства печати газеты "Цайт" из гнутого бука с накладками из алюминия на локотниках и концах ножек представляет собой яркий пример рациональной конструкции и простой, лаконичной и, одновременно, гармоничной формы без излишнего декора.

Реконструкция ювелирного магазина Фуке. 1900 г.

Рис. 8.11 Реконструкция ювелирного магазина Фуке. 1900 г.

Венский модерн складывался под влиянием английского и восточного искусства., Для творчества И. Хофмана, создателя "Венских мастерских", лучшего ученика Вагнера, характерен созданный им стиль, основанный на сочетании прямых линий, квадратов, окружностей и "шахматной клетки", т.н. "дощатый стиль", или "квадратный Хоффман" (Quadrat Hoffmann). В 1905- 1911 гг. Хоффман создает свое лучшее и весьма характерное для его стиля архитектурное произведение – дом банкира и собирателя произведений искусства А. Стоклё в Брюсселе в стиле геометрического течения модерна, который теперь называют "Музеем сецессиона".В 1898–1899 гг. Ольбрих построил в центре Вены выставочное здание сецессиона в том же лаконичном стиле. Венские мастера модерна разработали архитектурный подход к формообразованию мебельных объектов. Выставка произведений Ч. Макинтоша и других мастеров школы Глазго на Венской выставке 1901 г. показала им изящество строгих геометрических форм мебели и её рациональность, что привело к созданию еще более лаконичного стиля, присущего работам Венских мастерских и самого Хофмана. Влияние Ч. Макинтоша сказалось и на работах К. Мозера (1868-1918 гг.), который проектировал не только мебель, но и изделия из стекла и металла, посуду, ювелирные украшения, игрушки, театральные декорации и интерьеры в целом.

Творчество немецких художников и архитекторов модерна можно подразделить на рационалистический и экспрессивный стили в мебели. В рационалистическом ключе работали мастера, стремящиеся к созданию мебели, которую можно было бы изготавливать промышленным способом. Так разрабатывается упрощенный по декору, лаконичный стиль в Объединенных мастерских искусств и ремесел в Мюнхене, где проектируется мебель и детали интерьера с учётом их серийного изготовления. Собственно ручной работе здесь не придавалось особого значения. Главным критерием было качество изделия, вне зависимости от того, каким способом, ручным или с помощью технических средств, оно было изготовлено. В этих мастерских работали многие прославленные архитекторы, живописцы и графики, которые стремились создать немецкий интерьер в новой стилистике югендстиля. Такими известными мастерами являлись: П. Беренс, Г. Обрист, Б. Панкок, Б. Пауль, Р. Римершмидт, А. Эндель и др. Например, Б. Пауль проектировал мебельные объекты, формы которых были подобны линейному орнаменту. В мебели Р. Римершмидта явно просматривается забота автора о её практичности. Его Maschinenm6bel, с изогнутыми линиями и простой конструкцией, стимулировала развитие производственных методов её создания и свидетельствовала об интересе Римершмидта к серийному производству. Под влиянием Г. Обриста (1862-1927 гг.) находились проектировщики, которые представляли второе, экспрессивное направление. Увлечение Обриста природой привело к появлению немецкого варианта ар нуво. Абстрактные, сильно стилизованные природные формы стали определяющей характеристикой творчества Б. Панкока (1872– 1943 гг.) и А. Энделя (1871 – 1925 гг.), которые увлекались природными мотивами и применяли в декоре слабую резьбу и неяркую окраску. В мебели Панкока явно просматриваются стилистические черты французского или бельгийского ар нуво, что придавало ей особое изящество. В декоре мебели Панкок использовал не только обилие кривых и изогнутых линий, но и стилизованные изображения животных, насекомых и растений.

В Испании в рамках неопластицизма и органической архитектуры модерна работал гениальный архитектор и художник А. Гауди (1852–1926 гг.), уникальный органический стиль которого, проявившийся в виде волнообразных и динамических скульптурных форм, оказал большое влияние на творчество современников. Его "каталонский мистицизм", органичность и парадоксальность формообразования основываются на традициях готики и мавританского искусства и использовании природных мотивов в качестве основы построения форм объектов и их декора. Гауди развивал в своем творчестве т.н. структурный рационализм, при котором в спроектированном им архитектурном объекте или объекте мебели строго органичная форма и её декор, в основе которых лежали природные мотивы, переходят в структурное целое. Примером таким образом выполненной мебели может служить резной асимметричный туалетный столик для доньи Розы из дворца Гуэль (1886-1889 гг.), (рис. 8.12), эклектичные формы элементов которого копытцами внизу, заимствованы из арсеналов готики и барокко, а также у животного и растительного миров и фантастически переработаны.

Туалетный столик работы А. Гауди.

Рис. 8.12. Туалетный столик работы А. Гауди.

Мебель А. Гауди

Рис. 8.13. Мебель А. Гауди

При всей определенности своих художественных тенденций искусство модерна вовсе не было монолитным, лишенным внутренних противоречий. Поиски шли во многих направлениях, имеющим поразительные различия. Рядом с орнаментами, воплощавшими духовную экспрессию времени в динамике абстрактных линий, появлялись узоры из натурально и точно воспроизведенных растений, насекомых, животных.

Новое стилевое направление в России в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве становится ведущим примерно к 1900 гг. Этот стиль получил в творчестве русских архитекторов и художников черты национального своеобразия, особенно в области создания интерьера, декоративного искусства и мебели. При создании городского или загородного дома архитекторы полностью отказываются от анфиладности и переходят на свободную планировку, отдавая предпочтение компактному центрическому плану, когда помещения группируются вокруг какого-либо "общего" помещения: столовой или зала- холла, обычно занимающего высоту двух этажей. Такая планировка и меблировка помещений исходят из основного принципа модерна – целесообразности, комфорта и удобства для находящихся там людей. Поэтому художественная отделка интерьеров отдельных домов, квартир и даже комнат и стоящей там мебели выполняется весьма индивидуально, исходя из пожеланий заказчиков. В декоре помещений для изготовления мебели и её декора используются ценные породы дерева: палисандр, красное дерево, орех, груша, розовое дерево, но постепенно русские мастера начинают использовать и отечественные породы: дуб, бук, ясень, березу. Большим спросом начинает пользоваться мебель, выполненная из серого морёного клёна.. Для дорогой мебели стали применять фанеровку и маркетри из карельской березы и ясеня. Наряду с деревом в отделке помещений и мебели стали использовать в большом количестве различные металлы и их сплавы: бронзу, медь, латунь, никелированную и оксидированную сталь, майолику, изразцы, цветное рельефное стекло. В рисунке таких накладок, наряду с фрагментами орнаментальной графики модерна, наблюдаются волнистые линии, сплетения, угловатые изгибы, стилизованные цветы и т.д. Кроме того, такие накладки декорировались прорезным или чеканным орнаментом и разнообразными цветными тонировками, инкрустацией, золочением, серебрением и др. Часто в декоре цветных витражных композиций использовались различные растительные мотивы и узор в виде павлиньего пера. Одной из фирм, производящих качественную мебель с витражными вставками, была петербургская фирма X. Розенберга. Помещения, которые проектировались мастерами русского модерна, получались просторными, светлыми и высокими. В залах- холлах обычно делались открытые лестницы, а в гостиных и кабинетах предусматривались балконы-антресоли, куда также вели лестницы. Стены помещений оклеивались обоями или имели окраску светлых, блеклых пастельных тонов, иногда с легкой орнаментальной росписью. Стены часто зашивались деревянными панелями со встроенной мебелью: шкафами, мягкими диванами с полками, этажерками и др. Остальная мебель размещалась группами. Отдельные помещения внутри обычно зонировались ширмами с цветными витражами, диванами с высокими спинками, полупрозрачными перегородками. Большое значение придавалось освещению днём и в вечернее время. Система искусственного освещения обычно была хорошо продумана и являлась важнейшим компонентом всего архитектурно-художественного ансамбля. Здесь применялись подвесные, напольные и настольные светильники, подсвеченные изнутри витражные рамы зеркал, а также скрытое освещение за отогнутыми лепными карнизами и др. Декоративные ткани обивки мебели, драпировок, занавесей, скатертей и накидок подбирались соответственно общему ансамблю помещения. Рисунок тканей с преобладанием орнаментальных мотивов из волнистых линий стилизованных цветов или павлиньих перьев всегда соответствовал общему рисунку форм мебели стиля модерн. Зонирование какой- либо комнаты на отдельные уютные уголки подчеркивалось различными цветами обивки мебели, которой эти зоны обставлялись. Объединяющим элементом интерьера служили однотонные, как правило, блеклых тонов, сшивные ковры фабричной работы, которыми сплошь покрывали полы.. В стиле модерн отделку помещений и самую модную мебель делала в Петербурге фирма Ф. Мельцера, поставщика императорского дома, в основном, по проектам брата и совладельца фирмы архитектора Р. Мельцера. Эталонами нового стиля в России стали Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны и парадный кабинет Николая II в Александровском дворце. Фирма Ф. Мельцера, поставила в Кленовую гостиную более сорока предметов встроенной и отдельно стоящей мебели, а также большую антресоль с лестницей из морёного клёна. Кленовая гостиная представляла собой большой, просторный, солнечный и чарующий интерьер – возможно, это был один из прекраснейших интерьеров Ар Нуво в России. Стены были покрашены в теплый темно-розовый цвет (рис.8.14, а). Их украшал белый резной рельеф в виде стволов роз с бутонами, которые сплетались и обвивались между собой в бледно-зеленое “кольцо” в центре высокого потолка. По периметру гостиной шел изогнутый карниз, скрывавший электрические лампочки – они излучали мягкий свет, который отражался от белого потолка. Это был один из ранних примеров использования ныне вполне обыденной светотехники, что в те времена считалось довольно отважным приемом Древесина клена, использованная в оформлении гостиной, прошла специальную обработку, требовавшую, как говорили, семилетнего замачивания в воде, чтобы затем дереву можно было придать извилистые формы стиля Ар Нуво. Клен предпочитали многие мебельщики эпохи Модерн. Твердая текстура этого дерева была вызовом мастерству резьбы: сначала древесину сильно накаляли, а потом шлифовали до блеска, схожего с блеском темного золота. Клен был очень прочным и из него делали тонкие, долговечные опоры. Гостиная делилась на несколько отдельных зон. Часть помещения занимали хоры-антресоль, на которые вела небольшая деревянная лестница.(рис. 8.14, б). Антресоль была украшена резьбой в виде растительных орнаментов, аналогичных рельефам стен. На антресоли был сформирован уголок со встроенным диваном. Мебель, её формы и декор были связаны с интерьером. Мебель была, в основном, мягкая и имела в каждой зоне помещения свой цвет и рисунок обивки. Например, розовая ткань с палевым растительным орнаментом в одном месте, жёлтый муар – в другом, в третьем – обивка зелёным бархатом с тканым узором.

Кленовая гостиная в Александровском дворце

Рис. 8.14 а, б. Кленовая гостиная в Александровском дворце

Наиболее самобытным направлением в рамках русского модерна следует считать такое национально-романтическое течение в искусстве как неорусский стиль. Это третий и завершающий период развития неорусского стиля, зародившегося еще в XVIII в. В это время увлечение искусством Древней Руси и её народным творчеством совпадает со становлением стиля модерн, что и стало определять своеобразие этого течения модерна в России. Крупнейшими центрами по возрождению традиций и стилистики русского народного творчества стали мастерские, организованные в усадьбах С. Мамонтова в Абрамцеве под Москвой и М. Тенишевой в Талашкине под Смоленском.

Неорусский стиль становится своеобразным вариантом русского модерна. Неслучайно мебель проектировали не только архитекторы, которые создавали интерьеры, но и художники-живописцы и графики, начиная с Е. Поленовой, В. и А. Васнецовых, К. Коровина, Я. Головина, С. Малютина и заканчивая участниками дягилевского объединения "Мир искусства" А. Бенуа и Е. Лансере, которые задавали самый высокий уровень этому стилю. Отмечая общность русского модерна со многими чертами западноевропейского искусства того времени, современники уже тогда обращали внимание на его ярко выраженные национальные черты, рожденные культурной традицией и общественной атмосферой русской жизни рубежа веков. Начало зарождения новой эстетики проявилось в 1880-х гг. в работах художников абрамцевского кружка, в их попытках воссоздания и актуализации народного, декоративного творчества и древнерусского зодчества. Завоеванием модерна в России, помимо ансамблевости и свободных планировочных структур, было сочетание целесообразности, удобства с формальной выразительностью. Наиболее ярким проявлением неорусского стиля времени модерна было творчество В. Васнецова (1848-1926 гг.). В числе самых ранних архитектурных проектов Васнецова была сказочная "Избушка на курьих ножках" стоящая в Абрамцеве, и Абрамцевская церковь спроектированные им совместно с художником В. Поленовым (1844- 1927 гг.) в стиле древнерусской архитектуры. Всех художников абрамцевского кружка сближали поиски национального стиля на основе синтеза искусств и общий девиз, которым они руководствовались в своем искусстве: красота пользы и польза красоты. Проектированием мебели увлекся М. Врубель, который для парка в Абрамцеве сделал скамью, покрыв её сиденье и спинку зелёной майоликой с фантастическими птицами и женскими головками (1899-1900 гг.). Врубель совместно с Коровиным создал в Абрамцеве в студии-мастерской камин "Лебедь", украшенный каминной полкой (рис. 8.15). Врубелем была сделана также печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в Абрамцеве, украшенная скульптурной головой львицы изумрудно-бирюзового цвета и цветочным орнаментом майоликовых плиток (рис. 8.16).

Камин

Рис. 8.15 Камин "Лебедь". Автор М .Врубель

В неорусском стиле спроектирован шкаф-буфет тяжёлых пропорций с изысканными витражами застекленных верхних створок и крупными металлическими накладными коваными петлями и ручками на нижних дверках и ящиках. Шкаф был создан художником А.

Васнецовым. Художники В. Васнецов и С. Малютин создали в неорусском стиле два нарядных мебельных объекта: буфет "Теремок" и шкафчик "Феникс".

Печь-лежанка. Автор М. Врубель

Рис. 8.16. Печь-лежанка. Автор М. Врубель

С. Малютин (1859–1937 гг.), работая в стиле модерн, создал большое количество произведений в области архитектуры, живописи, графики, театральных декораций, костюма, декоративноприкладного искусства и мебели. В 1900-1903 гг. он стал руководителем столярных мастерских в селе Тапашкино, которым владела княгиня М. Тенишева. Она объединила в Талашкине многих художников с целью возрождения традиций народного декоративноприкладного искусства. Большое влияние на произведения в неорусском стиле, выходившие из мастерских Талашкина, оказали М. Врубель и Н. Рерих. Малютин построил в Талашкине театр и храм- усыпальницу. Помимо деревянной архитектуры в древнерусском стиле он спроектировал в 1903 г. мебельный столовый гарнитур, который был изготовлен в мастерских Кустарного музея Талашкина в 1912 г. При изготовлении мебели использовано хвойное дерево, липа, фанеровка и резьба в сочетании с матовой полировкой. Например, стулья простых прямоугольных форм имеют высокие спинки, украшенные резьбой в виде цветочного орнамента, как бы вписанного в квадраты и прямоугольники (рис. 8.17).

Интерьер музея в Талащкино

Рис. 8.17. Интерьер музея в Талащкино

Руководство Талашкинской столярной мастерской после ухода Малютина было возложено на А. Зиновьева , который проработал там с 1903 по 1905 гг. По его эскизу был сделан необычный дубовый стул простых форм с весьма причудливой по конфигурации спинкой, которая шла донизу и опиралась на два колеса. Стул декорирован резьбой, имеет подкраску и матовую полировку. Увлечение многих художников русского модерна театром, участие в создании театральных постановок, декораций к спектаклям сказалось на некоторой театральности неорусского стиля, которая стала характерной чертой русского модерна этого течения – от интерьера и мебели до архитектуры в целом. Эта тяга к театрализации, в т.ч. и форм мебели, возникла в начале сложения неорусского стиля в рамках модерна. В Москве один из основоположников неорусского стиля архитектор И. Ропет (псевдоним И. Петрова) спроектировал дубовое кресло в стилистике XVII в. с точеными ножками и локотниками, гладким сиденьем и дискообразной резной спинкой. Все детали кресла имели матовую полировку. В усадьбе Абрамцево в 1877 г. Ропет построил деревянную "Баню-Теремок", украшенную резьбой. Примерно в это же время по эскизу В. Шутова, который владел в Петербурге мебельной мастерской, было сделано известное кресло под названием "Дуга, топор и рукавицы" (1871 г.). Это был пример переосмысления формы и конструкции скамьи с переметом – изделия русской меблировки XVII в. Спинка, выполненная в виде дуги, была покрыта резным орнаментом невысокого рельефа, а в её центральной части была вырезана шутливая надпись: "Тише едешь – дальше будешь". Задний край сиденья опирался на две точеные ножки и опорную деталь, выполненную в форме балалайки. Локотниками служили вырезанные из дерева топоры с топорищами.

Неорусский стиль модерна получил широкое распространение в обеих российских столицах и крупных провинциальных городах. Чаще всего в таком стиле отделывались столовые. Стены, потолки, карнизы облицовывались дубом или буком или просто окрашивались под дерево. Деревянные панели украшались пропиловочной резьбой на мотивы народных орнаментов. Стены иногда затягивались холстом или тканями с набойным рисунком на мотивы крестьянских вышивок. Большой стол с тканой или вышитой скатертью, резной буфет с красиво расставленной посудой и иной утварью в национальном стиле, стулья, обитые кожей и расставленные вокруг стола и у стен, завершали обстановку. Проекты архитекторов В. Гартмана и И. Ропета способствовали широкому распространению неорусского стиля. Издававшийся в это время в Петербурге архитектурный журнал "Зодчий" также пропагандировал этот стиль, который неожиданно нашел самое широкое распространение в дачном строительстве. Для мебели русского модерна характерны два стилевых направления: декоративное и рационалистическое конструктивное. Образцами для первого направления, если не брать во внимание своеобразие форм и декора неорусского стиля, служили образцы флореального французского стиля, которые создавали мастера мебельной школы Нанси и Парижа. Второе направление характерно для отечественной продукции фабричного производства. Такая серийная мебель рассчитывалась на потребителя среднего достатка, но в своих формах и декоре отражала стилистику первого направления. На станках изготавливались детали мебели сложной формы с помощью фрезерования, а резьба выполнялась копировальными устройствами или заменялась тиснением на фанере. Декоративный эффект мебели придавался с помощью различных цветовых тонировок дерева, окраски, металлических и керамических вставок и т.д. Помимо фирмы Ф. Мельцера и X. Розенберга качественную мебель модерна выпускали фабрики С. Зимина, Ф. Тарасова, И. Платонова, а также небольшие мастерские, производящие мебель ручным способом. Мебелью фабричного производства был полностью удовлетворен спрос среднего потребителя Петербурга и Москвы.

Стиль модерн в русской мебели проявился довольно поздно и не сумел приобрести достаточно стройную форму. Но на базе его рационалистического течения сформировались новые художественные направления в искусстве: конструктивизм и функционализм, которые получили развитие в новых условиях становления послереволюционной России.

В начале XX века модерн достиг апогея в проявлении характерных для этого периода элементов декоративизма, как и во всём декоративно – прикладном творчестве, усиливаются тенденции к упрощению форм изделий, а волнистые линии декора заменяются геометризированным орнаментом.

СТИЛЬ АР-ДЕКО, термин "Ар Деко" может быть применён ко всему семейству работ, начиная с 1910 года и включая весь межвоенный период до 1939 года, выполненных с декоративными целями , этот стиль рассматривается как широкое художественное движение, которое распространилось во многих странах в период с 1910-х по 1940-е годы, значительно повлияв на дальнейшее развитие мирового художественного процесса. На формирование нового стиля повлияли идеи венских мастеров, немецкого союза дизайнеров Веркбунд (осн. 1907 г.), позднее развитые в конструкторском центре Баухауз (Bauhaus) (осн. 1919 г.), творческие достижения голландской художественной школы "Стейль" (De Stijle), шотландской школы в Глазго. На формирование Ар Деко повлияли также авангардные течения изобразительного искусства 1910-х годов: "лучизм" Ларионова и Гончаровой, абстракционизм Кандинского, итальянский футуризм, немецкий экспрессионизм, но в большей степени направление, проповедовавшее геометризацию форм и плоскостей – кубизм. Экзотика всегда играла главную роль в идеологии Ар деко. В 1908 году, импрессарио из России Сергей Дягилев привез в Париж свою танцевальную труппу "Русский балет". Постановочные декорации были ярко окрашены, а костюмы труппы, в восточном стиле, ассоциировались с богатством, наполнявшим пещеру Али-Бабы – они моментально стали популярны среди модной парижской публики, и повлияли непосредственно на их вкус. В 20-х и 30-х годах прошлого века, правительство Франции, предложило декораторам и дизайнерам воспользоваться ресурсами, которые могли быть завезены из колоний страны в и Африке и Азии, как сырьевыми материалами, так и рабочей силой. В результате возник интерес к искусству в колониальных странах Африки и Азии, он также подтолкнул французских дизайнеров к необходимости изучить свойства новых материалов (акульих зубов, слоновой кости и экзотических пород древесины), и новых технологий (керамическую глазурь, лакирование). Европейский поиск первооснов искусства в начале XX века привел к открытию культуры незатронутых цивилизацией народов: скульптуры чёрной Африки, Океании, рельефов Египта, Месопотамии, Камбоджи, искусства ацтеков и майя. Необходимо отметить, что хронологические рамки стиля различны по отношению к отдельным странам. Так, в США стиль Ар Деко получил своё развитие после 1925 года и продолжался до конца 1930-х годов. Проявление этого стиля наблюдалось до начала 1940-х годов в мебели, керамики, изделиях из стекла в Англии и Франции, Италии и Скандинавии. Таким образом, находясь между традиционным и авангардным, стиль Ар Деко объединял в себе различные художественные направления: элементы неоклассицизма, позднего модерна, кубизма, фовизма, экспрессионизма, абстракционизма, функционализма, иными словами – ему был присущ полистилизм.. В отдельных странах для стиля Ар Деко характерно обращение к собственным национальным истокам – народному искусству и фольклору.

Окончательно сформировавшись после первой мировой войны, то есть в период, который характеризуется как время ревизии общечеловеческих ценностей, декоративный стиль в своей мировоззренческой основе базировался на гармонии и упорядоченности, основательности и уравновешенности, теплоте и лояльности отношения к человеку и к жизни в целом. В идеале Ар Деко тяготел к идее существования гармонично развитого и счастливого общества, уверенного в будущем. Это было время, когда общество после ужасов войны стремилось почувствовать "вкус к жизни опять", именно в этот период развивающаяся философская антропология утверждала новую ценность – витальную. В 1920-х годах оформляется учение Ортега- и-Гассета о рациовитализме. Важнейшими из черт современного жизневосприятия Ортега-и-Гассет называл спортивное и праздничное ощущение жизни.

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко "ратовал" за очищение интерьера от декоративности "растительного" модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм. Здесь, в области декоративного искусства, происходило закрепление ведущей роли за создателем декоративных ансамблей Архитектор, художник и дизайнер часто сочетались в одном лице. Ориентация на уникальность обеспечила высокие качества продукции серийного производства 1920-х годов. Эти предметы и сегодня органично вписываются в самые разные варианты современного интерьера: от пышно-эклектичного в стиле "нувориш" до строго стилизованного в духе дизайна "хай – тек". Для сложения нового стиля очень важной явилась организационная деятельность художников-декораторов, которые в 1910-е годы объединяли художников разных профессий, разных творческих направлений для участия в выставках, работы над ансамблями интерьеров, а так же оборудованием для разных видов транспорта и пр. значимостью.

Становление Ар Деко как стиля подытожила международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже ("L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modemes"), на которой экспонировались достижения европейских стран (кроме Германии), связанные с оформлением интерьеров, а также новые тенденции в архитектуре, скульптуре, книжной и плакатной графике, моде. Движение XIX века "Arts and Crafts", получившее новое осмысление в начале XX ст., продемонстрировало на выставке единство высокой художественной культуры с техническим прогрессом.

Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной Начавшись с упоения роскошью и орнаментом, впоследствии Ар Деко прибавил к этому элементы функционального дизайна. Именно этому стилю принадлежит создание первых обтекаемых стульев и кресел из стальных трубок. Выразительные формы "технического дизайна" были заимствованы у новейших моделей автомобилей и локомотивов. Сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. При всей своей парадности обстановка в духе Ар Деко не кажется тяжеловесной. В декоре преобладают архитектурные элементы – колонны и полуколонны, иногда в египетском стиле. Одна из характерных черт интерьера – использование для отделки стен панелей из ценных и редких пород дерева. Зачастую они украшены бронзовыми или позолоченными накладками, орнаментом. Более демократичный вариант – обои со стилизованным цветочным рисунком, отчасти напоминающим мотивы модерна, но более геометричным. Потолок часто оформлен лепным карнизом и может быть украшен росписями – особенно популярен африканский геометрический орнамент (зигзаги, треугольники, линии). Полы облицованы паркетом или натуральным камнем, очень популярны различные подиумы.

Один из парадоксов стиля – сочетание хромированных деталей (ручек, ножек, подлокотников) с отделкой из бамбука, кокоса и других природных материалов. Текстиль используется чрезвычайно широко, причем не только для драпировок или портьер, вернувшаяся мода принесла с собой тканевые абажуры для массивных настольных ламп с бронзовыми или деревянными основаниями. Павлиньи перья – один из излюбленных мотивов в декоре тканей. В качестве обивочного материала часто выступает кожа: ею отделывают не только мягкую, но и корпусную мебель. Жизнь в небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели; возник девиз "чем компактнее, тем лучше".

В мебели характерно сочетание в одном предмете нескольких геометрических форм (круг, овал, прямоугольник), закругленные углы, четкие вертикальные линии и вогнутые формы с декоративными элементами в восточных и африканских мотивах. Помимо элегантной простоты и лаконичности, в мебели Ар Деко стали ценить качество отделки, материалы из которых она была сделана и соответствие дизайна последним техническим достижениям.

Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной, именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века. Вместе с тем, Ар Деко создает новые эксклюзивные вещи, использует оригинальные и смелые приемы, заменяя традиционные материалы новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Прочность стали позволила создать стул из непрерывно изгибающихся сегментов и сделать революционный шаг в мебельном дизайне, отменив, благодаря принципу свободно несущей конструкции, необходимость в задних ножках – таким образом, стул приобрел совершенно новый облик. Исследователи стиля определяют ряд общих признаков, характерных для него:

  • – тенденция к упрощению формы;
  • – отсутствие трёхмерности;
  • – присутствие современных мотивов, таких как "молодость, освобождённая сексуальность, ссылка на технический прогресс" и т.д.
  • – зигзагообразные формы, зигзаг как орнамент, зигзагообразная укладка плитки (елочкой).
  • – солнечные лучи. Это важный элемент декора в стиле Арт Деко. Sunburst – солнечные лучи. Лучи встречаются в Ар Деко повсеместно: и в формах, и в декоре, и в отделке. С лучами связана и поло- сатость многих элементов: на полосы делится, например, спинка дивана; полоской отделываются стены; используется полосатый декор;
  • – ступенчатость. Дизайнеры 20-ых годов вдохновлялись формами зиккурата – многоступенчатыми сооружениями, которые были типичны для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры. Sunburst и ступенчатость часто объединяются в одном элементе: солнечные лучи расходятся ступенями;
  • – трапециевидность. Многие детали имеют форму трапеции: спинки мягкой мебели и стульев, зеркала, окна, декор дверей и многое другое. Трапециевидность, ступенчатость и солнечные лучи зачастую являются стилеобразующими компонентами одного элемента;
  • – кривые линии. Искривления чаще геометрические, в отличие от плавных линий, характерных для Ар Нуво. Если это округлое искривление, то оно довольно резкое;
  • – клавиши пианино. Чередование темных и светлых полос встречается повсеместно. Даже те самые лучи sunburst часто делают темными и светлыми, давая отсылку к музыкальному инструменту.
  • – рамочность, контурность. Поверхности часто украшаются линией контрастного цвета, повторяющей контур этой поверхности. Многие поверхности обрамляются. Этот прием позволяет добиться четкости контуров, подчеркнуть стилеобразующую для Арт Деко геометричность.

Чистоту линий и пластическую ясность формы исследователи выделяют в работах выдающихся венских мастеров.. Йозеф Хоффман – не столько великий архитектор, сколько великий дизайнер XX века.

В 1903 году Хоффман вместе с Коломаном Мозером основали художественно-промышленное объединение "Венские мастерские", настоящее горнило неоклассических форм и эстетики в XX веке. Гениально интерпретируя традицию бидермайера, Хоффман и Мозер выработали всё – формы и типологию мебели, стеклянной и серебряной посуды, приборов, ювелирных украшений, рисунки орнаментов и набивок тканей, Сформулировали сам принцип сочетания сдержанных форм и роскошного исполнения – стилю Ар Деко оставалось лишь подхватить эту стилистику. Ар Деко воспроизводил все те же необидермайеровские кубические или "скрипкообразные" комоды на постаментах, кресла с полукруглыми спинками, так же любовался фактурой светлого дерева, так же сочетал полированное серебро с черным деревом или слоновой костью. В 1910 году Йозеф Хоффман создал модель дивана "Club" (рис. 8.18), в которой соединил эстетику кубизма с достижениями новой науки – ортопедии. По сей день этот диван является классикой качественной, дорогой мягкой мебели и производится практически без изменений.

Йозеф Хоффман, диван

Рис. 8.18 Йозеф Хоффман, диван "Club"

Модель кресла Клуб отличается строгими геометрическими формами и словно составлена из многочисленных кубов. В 1920-х годах Хоффман создал кресло "Машина для сидения для своего друга", который не мог двигаться из-за травмы позвоночника (рис. 8.19). Это кресло и поныне есть примером соединения удивительного дизайна и правильной ортопедической конструкции. Опережая эпоху Баухауза, Хоффман создал объект, авангардистский дизайн которого явился лишь отражением его непосредственной функции. Мягкость и комфорт сведены к необходимому минимуму. Видное место заняла функциональность: кресло имеет выдвижную подставку для ног, спинка фиксируется в пяти различных положениях.

Йозеф Хоффман, кресло Sitzmaschine

Рис. 8.19. Йозеф Хоффман, кресло Sitzmaschine

Хоффман умел все: проектировать зрелищную современную архитектуру (например, санаторий в Пуркерсдорфе), изобретать новую систему функционирования художественной галереи и перекраивать предметный мир (именно он стал изобретателем многих современных предметов обихода, в том числе режущего край держателя для туалетной бумаги). Инстинктивно почувствовавший перспективы минимализма, Хоффман оказался далеко впереди своего времени. Так дизайн интерьера кабинета Эмили Флеге, столь же прост по стилю оформления, как и все то, что можно купить сегодня в ИКЕА. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В "эпоху потерянного поколения" особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, мрамор, ценные породы дерева (эбеновое, зебрано, розовое и тиковое, клен, ясень), бронза, бриллианты, змеиная и шагреневая (изменившаяся под влиянием долгого соприкосновения с каменным углем или с другими природными материалами) кожа и шкура. Кокос, перламутр, бамбук, кожа – все шло в ход. Широко стал использоваться металл в сочетании со стеклом. Железо и никель – для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей, мебели. Именно появление Ар Деко научило понимать и ценить эклектику. Интерьеры, оформленные в этом стиле, не производят впечатление композиции, это коктейль отдельных компонентов – "стильных эксклюзивных вещей". Не случайно, многие из таких интерьеров назывались "павильон коллекционера", "ателье художника". Такие интерьеры создавались "с шиком" 1920-х годов, океанских лайнеров и дорогих отелей и потому иногда стиль называют "стилем Риц" (англ. Ritz Style). Ар Деко особенно прижился в Америке и в первую очередь в Голливуде – отсюда еще одно название "Стиль звезд". Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница “Москва” (Москва), трансатлантический лайнер “Нормандия”, который называли “плавучей выставкой” с основным грузом Ар деко.

Франция и особенно Париж были центром формирования роскошно-элегантной тенденции в Ар деко – течения "высокого стиля". Ар Деко соединил прошлое с будущим. В геометрических формах и линиях он отражал прогресс в развитии новых технологий. Вершиной Ар Деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля Рюльмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Мебель Рюльмана, выполненная из ценных пород древесины, скупо инкрустированная слоновой костью, серебром и перламутром, могла успешно соперничать с лучшими образцами стиля Людовика 16 (рис. 8.20). По отношению к "образцам" формы мебели Рюльмана выглядели более упрощенными и слегка видоизмененными. Произведения мастера отличались чистотой, стройностью и изяществом форм. Создавая свои модели, художник делал много тщательно проработанных эскизов; выполнение отдельных элементов он доверял лишь опытным ремесленникам (рис. 8.21, 8.22). При этом Рюльман был самоучкой, поскольку у него отсутствовало какое-либо художественное образование. В 1919 году Рюльман основал отдельную фирму по дизайну интерьеров. Помимо мебели фирма проектировала и другие элементы интерьера, например люстры и обои.

Дизайн интерьера и мебель Ж. Рюльмана

Рис. 8.20. Дизайн интерьера и мебель Ж. Рюльмана

Угловой шкаф, палисандр, макассаровое дерево, слоновая кость, 1916. Инкрустация – ваза с цветами (мотив изобилия) – очень декоративна.

Рис. 8.22 Угловой шкаф, палисандр, макассаровое дерево, слоновая кость, 1916. Инкрустацияваза с цветами (мотив изобилия) – очень декоративна.

Фрагмент мебели со вставкой из металла. (Мастер Ж. Рюльманн)

Рис. 8.21. Фрагмент мебели со вставкой из металла. (Мастер Ж. Рюльманн)

Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. Стиль характерен для интерьеров Деламара, архитектурно-дизайнерских разработок Малле-Стевенса, ювелирных изделий фирмы "Картье". Во Франции проектировщики мебели в большинстве продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Если ар ну- во был последним проявлением декаданса, то ар-деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы – дерево, стекло, глина – заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Производители мебели используют для изготовления и декора предметов обстановки алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость, эбеновое дерево, дорогое стекло, инкрустацию по дереву, кожи экзотических животных – зебры, крокодила, ящериц.

Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков, школ.

Предельная концентрация художественных усилий в создании новых синтетических форм могла быть наиболее полно выражена, прежде всего, в уникальных образцах, отсюда характерна для раннего стиля музейная роскошь мебели и других предметов декоративного ансамбля. Не случайно, поэтому, Сю и Мар специализировались на проектировании "выставочной" мебели, крупной, устойчивой, причудливо сочетавшей новую структурность с историческими ассоциациями. Они широко использовали перламутровую инкрустацию по дереву, которая стала излюбленной техникой Ар Деко. Отличительной чертой их мебельного дизайна было подчеркивание изгибов ножек, обладавших формой пальметт, отделанных бронзой или другим металлом.

Неповторимый облик Ар Деко придавали дорогие, редкие материалы: палисандр, амарант, черное и пальмовое дерево. В отделке применялись лак, шагрень, акулья кожа, шкура пони, слоновая кость. Изящная мебель Клемента Руссо – инкрустированные перламутром шкафы, кресла, оклеенные пятнистой акульей кожей, отделанные тонкими полосками слоновой кости, – обладала уникальностью музейных произведений.

Ценный вклад в искусство мебели между 1910 и 1914 годами внес Поль Ириб, хотя и не был краснодеревщиком. Книжный график, карикатурист, автор афиш и узоров для тканей, Ириб сыграл важную роль в формировании дизайна Ар Деко.

Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.

Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.

Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Представители мира моды, коммерческого дизайна и кино быстро оценили и научились использовать образы, персонажи и идеи сюрреалистов, которые активно с ними сотрудничали .Сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм) – художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Мебель, как и интерьеры, была необычна по цвету, фактуре и сочетанию материалов. Так, в историю дизайна вошел "Диван-губы", созданный Ж.М. Франком для Мэй Уэст – американской киноактрисы 1930-х годов (рис. 8.23).

 Диван

Рис. 8.23. Диван "Губы" 1939 г.

Этот диван в форме губ изображен на́ картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.

Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру. Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, в т.ч. дорогой парижский отель Rite (riteparis.com) на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и "стилем Риц" (рис. 8.24, а, б). Это о нем Хе́ми́нгуэй говорил, что когда представлял себе сцены райской жизни; они всегда происходили именно в этом отеле.

В 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход "Нормандия" стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников (рис. 8.25).

Интерьеры отеля

Рис. 8 24 (а, 6) Интерьеры отеля"Ритц"

Интерьер

Рис. 8.25. Интерьер "Нормандии" фирмы Лалик

Ответственность за оформление "Нормандии" была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ привлекались и ряд других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар-деко.

Самая популярная мебель стала выглядеть как обтекаемый автомобиль. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака. Именно такая мебель была на печально знаменитом "Титанике".

Интерьеры парохода

Рис. 8.26 Интерьеры парохода "Титаник"

Хотя ар-деко был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия промышленного дизайна. В ар-деко можно выделить два основных направления. Традиционное, для которого важна была красота линий и выразительность дорогих и экзотических материалов с инкрустацией. Модернисты, как представители другого направления ар-деко, применяли достижения индустриальной эры: например, мебель из стальных трубок. Девиз модернистов – "прекрасное в полезном", причем это прекрасное должно быть доступным. Благодаря им в поздних формах стиль сблизился с геометрическим конструктивизмом. Считается, что проектировщики ар-деко – наследники венской архитектурной школы – оказали влияние на формирование программы немецкого Баухауза. Движение развивалось параллельно с русским конструктивизмом и имело с ним много общего. Среди преподавателей школы были такие известные художники-экспрессионисты, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В Баухаузе проповедовали культ геометрических форм и функциональности. В дизайне приветствовалось смешение различных приемов и техник. Изделия должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было простым и функциональным. Так был дан старт промышленному серийному производству.

Работы Баухауза несли на себе ощутимый отпечаток искусства 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубиотической по характеру.

Интерьер дома. Автор В. Гропиус

Рис. 8.27. Интерьер дома. Автор В. Гропиус

Стиль Баухауз исходит из того, что в пространстве все должно быть простым, современным и функциональным (рис. 8.28). Основную задачу направления его создатели видели в повышении качества промышленных изделий, которые должны обладать привлекательным внешним видом, доступной ценой и быть максимально удобными в использовании. Провозглашенная идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности стиля.. В цветовой палитре стиля баухауз преобладают белые, бежевые, серые и чёрные тона. Большую роль имеет цветовая гамма, в которую выкрашены стены: красный – приближает; голубой – отдаляет; в светлой комнате звуки громче, чем в темной. Светлые предметы кажутся легче, чем темные. При этом холодность традиционных материалов – стекла и металла – смягчает теплота дерева, фактура кожи и декоративные органичные элементы.

Основные мотивы: – геометрические: прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник, круг; – пространственные: асимметричные формы, вытянутые линии, диагонали.

Основные особенности стиля – это обилие света, высокие потолки, дизайн в горизонтальной плоскости. Единственно вертикальный элемент – это узкое окно, освещающие лестничные пролеты.

Интерьер дома в стиле баухауз (Дизайн Г. Ритвельда)

Рис. 8.28. Интерьер дома в стиле баухауз (Дизайн Г. Ритвельда)

Дом Трус Шрёдер (сотрудница группы "Де Стиль"), построенный по проекту Геррита Ритвельда в его родном городе Утрехте в 1924 году и ныне являющийся музеем группы "Де Стиль". Жилое пространство этого дома могло трансформироваться при помощи сдвижных стен. Украшение интерьеров минимальное, поверхности – гладкие монохромные. Стены и потолок интерьеров в стиле баухауз отделаны штукатуркой, для оформления стен могут использоваться обои. На долю обоев, созданных в мастерской настенной живописи школы, выпал наибольший коммерческий успех. Вместо цветочков были использованы рисунки, напоминающие структуру ткани с геометрическим орнаментом. Преимущество этих обоев заключалось в том, что рисунок был мелкий и нерегулярный, что позволяло легко подгонять полосы при оклейке стен. Маленькие помещения благодаря такому рисунку казались более просторными. Напряженные поиски новых конструктивных решений, зачастую неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве. Сторонники Баухауза старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Мебель характеризуется лаконичными, четкими геометрическими формами, отсутствием орнаментации, что придает изделиям удобство, простоту и совершенство. В конструкции стульев и кресел используется принцип пересечения плоскостей и, как правило, они не имеют ручек. Баухауз впервые начал применять в дизайне предметов мебели металл. Эргономичные и эстетичные стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ с изогнутыми рамками в виде буквы X, полосками из хромированной стали, кожаными подушками и брезентом на сиденье и спинке считаются "классикой модерна". Брюер видел в своей мебели "аппараты сегодняшней жизни", которые должны быть гигиеничными, недорогими и разборными. Сегодня этот абсолютно новый для того времени тип мебели – неотъемлемая часть многих офисных и домашних интерьеров. Появляется иебель нового типа – складная, трансформируемая – столы, убирающиеся один в другой, сборно-разборые табуретки. Столы Д. Альберса, которые помещаются друг в друга, со столешницами из цветного стекла – это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета (рис. 8.29). Эти и другие разработки Баухауза в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.

Столы Д. Альберса

Рис. 8.29. Столы Д. Альберса

Для оформления интерьера кухни (рис. 8.30) использовали новые для 1930-1940 гг. материалы и прямоугольную форму

Интерьер помещения кухни в стиле арт-деко (1930 г. мастер Й. Хоффман)

Рис. 8.30. Интерьер помещения кухни в стиле арт-деко (1930 г. мастер Й. Хоффман)

В интерьере преобладают белый цвет, размытый сиреневый и желтый, светло и темно-серый цвета. Пол, например в кухне, выложен крупной прямоугольной плиткой темно-синего и белого цвета. На стенах и на передней части мебели – извилистый орнамент, при этом стол и тумбочка двухцветные – белый и пастельный сиреневый.

Одновременно или почти одновременно с Баухаузом возникают подобные объединения, ставящие перед собой сходные цели, в других странах. В Чехословакии в 1920 г. организовался прогрессивный союз художников-конструктивистов "Девятсил", по своим устремлениям близкий к Баухаузу. Во Франции аккумулятором идей конструктивного формотворчества, единой функционально оправданной среды становится талантливый архитектор Ле Корбюзье, в США – архитектор Ф. Л. Райт.

Стиль ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Сейчас этот стиль переживает очередной взрыв своей популярности, вновь обратив на себя внимание дизайнеров и модельеров. Их привлек авангардистский взгляд на роскошь: простота линий, качество материалов, идеальные пропорции, смелые контрасты и яркие цвета этого стиля. Ориентируясь на ар-деко, создаются интерьеры отелей и ресторанов, бутиков, квартир, вновь вошли в моду "ателье художника", "павильон коллекционера".

 
<<   ЗМІСТ   >>